Мнимая тишина
Генрих СИКОРСКИЙ
"Ведомости"

Каждый вечер десятки тысяч горожан перед отходом ко сну, чтобы защитить себя от невыносимого шума, затыкают уши ватой или так называемыми берушами (сокращенно от "береги уши"). И снится им не улично-дворовый грохот, а тишь, гладь и Божья благодать.

АКУСТИКА В ОТСТАВКЕ

Теперь уже все признают, что уровень шума на столичных проспектах, улицах, бульварах и даже внутри спальных микрорайонов давно превысил интенсивность промышленных шумов.

В последние годы в ночную какофонию города все мощнее вплетают свой голос строители. По ночам возводятся дома в центре и на окраинах: на Печерске, Лукьяновке и Батыевой горе, Чоколовке и Харьковском массиве. И везде натужно гудят тяжелые бетоновозы и самосвалы, рычат строительные механизмы, пронзительно визжат циркулярные пилы и шлифмашины.

- Шум неблагоприятно влияет на организм человека, - сказал мне врач-отоларинголог Владимир Потапенко. - Звук в 130

http://boomdown.com/images/library/articles/law/illusory_silence_2.jpg
Такие "зубила" ночью пол-Киева разбудят.
Фото Сергея СТАРОСТЕНКО

децибел и выше вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 децибел просто невыносим.

Вы, наверное, обратили
внимание, что почему-то очень устаете после посещения базара или концерта звезд эстрады во Дворце "Украина". Это так на вас повлияло продолжительное или чрезмерное по интенсивности действие шума. Подобное регулярное влияние вызывает не только утомление, но зачастую приводит к снижению остроты слуха, иногда - глухоте, способствует возникновению некоторых соматических и даже психических заболеваний. Между прочим, любители тяжелого рока, да и вообще громкой музыки всегда несколько глуховаты. Словом, шум множит ряды наших пациентов.

Надо сказать, что помимо врачей убийственные децибелы издавна беспокоили градостроителей.

Например, еще в древнерусском "Законе градском" наряду со статьями "О видах на сады", "Относительно общественных памятников", "О видах на горы и море" была и статья "Относительно тишины". Причем каждый горожанин мог не допустить строительства на соседнем участке, если оно нарушало хоть одну из статей этого закона.

Успешно действовала когда-то и в нашем "Киевпроекте" акустическая лаборатория. Но, увы, приказала долго жить. Сегодня, пожалуй, только специалисты столичного научно-исследовательского института строительных конструкций (НИИСК) еще

http://boomdown.com/images/library/articles/law/illusory_silence_3.jpg
Уровни громкости.
Рисунок Марины ТУРОВСКОЙ

продолжают хоть как-то противостоять шумам.

Результаты проведенных ими
обследований свидетельствуют, что в целом звукоизоляция зданий, построенных в 1953-73 годах, а это почти две трети жилого фонда столицы, не соответствуют современным нормативным требованиям.

НОЧЬ - ДЛЯ СНА

- Шумы тоже разные бывают: уличные и бытовые, - сообщил мне заведующий отделом гигиены проблем экологии столичной горСЭС Сергей Тимошенко. - Есть специальные "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки". Эти нормы были утверждены еще 3 августа 1984 года под номером 307784. Они, за неимением отечественных, действуют и поныне в Украине.

Сергей Николаевич особо подчеркнул, что этим документом шум нормируется отдельно для дневного и ночного времени. Дневное - с 7.00 до 23.00, ночное - с 23.00 до 7.00. В жилых помещениях нормальный уровень звука днем оценивается в 40, ночью - в 30 децибел. Ночную норму можно сравнить, например, с криком на улице, лаем собаки. Если же ведется строительство, то все зависит от его удаленности от спящих домов.

Г-н Тимошенко рассказал, что еще год назад Киевсовет принял решение "Об установлении правил благоустройства территорий, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках г. Киева". Для любителей ночного строительства, шумных застолий, музыкальных концертов и автогонок нелишне напомнить номер этого документа - 47‡ от 26 сентября 2002 года.

Вот некоторые из содержащихся в нем правил по соблюдению тишины:

"Запретить громкое пение, выкрики, включение на полную мощность радиоприемников, телевизоров, создавать шум при использовании производственного оборудования и инструментов, взрывчатых веществ и гидротехнических изделий, других громкоговорящих установок, создавать иной шум на улицах, в домах, общежитиях, на придомовых территориях и в зонах отдыха в ночное время с 22.00 до 8.00".

Прорабам из "Киевгорстроя", "Познякижилстроя", "Житло-инвеста", "Укрбуда" и прочим мастерам штурмовать вершины трудовых рекордов по ночам надо бы иметь в виду, что:

"Запрещается проводить ремонтные и строительные работы в жилых домах, квартирах, офисных помещениях, предприятиях торговли и общественного питания, включая рестораны, бары, кафе, учреждения развлекательного и игорного бизнеса, размещенных в жилых домах, в пристроенных и перестроенных домах для жилых помещений без предупреждения жильцов прилегающих жилых домов, жилых помещений".

Киевсовет также определил, что нормативный уровень шума на все время таких работ не должен превышать 40 децибел. Плюс к этому запрещено их проводить с 21.00 до 9.00, а также в праздничные и нерабочие дни в течение суток.

Как видим, столичные депутаты пошли гораздо дальше устаревших советских санитарных норм, ужесточив их. И это правильно: в конце концов каждый киевлянин имеет право лечь спать на часок пораньше и понежиться в постели подольше.

Есть в этом документе еще один любопытный пункт. Он гласит, что с 22.00 до 7.00 запрещен въезд на придомовую территорию и парковку в течение суток на неприспособленной стоянке автотранспорта предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, за исключением специально оборудованных аварийных автомашин. Это же касается и личных авто.

- Документ, как видите, в целом неплохой, - комментирует Сергей Тимошенко, - только вот обидно, что о нем мало кто знает из киевлян. Кстати, упомянутые правила содержат общеобязательные на территории Киева нормы, за нарушение которых наступает ответственность в соответствии со статьей 182 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Стало быть, за соблюдением тишины должны следить не только милиция, но и местные органы самоуправления.

СОБАЧЬИ КОНЦЕРТЫ

- Сергей Николаевич, какие жалобы по поводу шума чаще всего получает горСЭС?

- В основном люди жалуются на слишком уж "звучащие" кафе и стройки в ночное время. Много сигналов приходит из обжитых районов, территории которых сейчас уплотняют, интенсивно застраивая новыми домами. При этом сплошь и рядом нарушается временной режим производства работ. Мы выдаем предписания организациям, нарушающим гигиенический норматив. Порой и до суда дело доходит, но резонансных судебных разбирательств пока не было.

- В нашу редакцию постоянно звонят и пишут киевляне, жалуясь на запредельный шум от автомобилей на проспектах Победы, Воздухофлотском, Червонозоряном, на улицах Грушевского, Сагайдачного, Красноармейской, Артема, Большой Житомирской. Сетуют на грохот тяжелых поездов, проходящих перед окнами домов на улицах Шлихтера, Березняковской, Ушинского, Борщаговской, Боженко.

- Мы об этом знаем. Еще людей достают скоростные трамваи, особенно тот, что недавно пустили на Харьковский массив - по улице Тростянецкой. ГорСЭС уведомила об этих жалобах транспортный главк. И что же? Его руководство пообещало... снизить скорость движения трамваев. Хотя эту линию изначально надо было строить вместе с шумозащитным экраном, о котором почему-то забыли.

- А вот во многих западных городах по ночам царит мертвая тишина. В Англии, например, действует правило: если лающая по ночам собака не дает соседям спать, она подлежит обязательному усыплению. В Киеве же к собачьим концертам мы давно привыкли.

- К сожалению, у нас нет такой практики, как на Западе. Конечно, нам следовало бы изучить этот вопрос.

Как видим, практическая борьба с шумом в столице ведется слабо. Но что же нам все-таки надо предпринять по укрощению губительных ночных децибелов? В ответ многие специалисты пожимают плечами: это, мол, не главный сегодня вопрос.

Осмелюсь высказать некоторые собственные соображения. Предлагаю руководящим градостроителям, гигиенистам и контролирующим органам обратиться к разработанному еще 22 года назад плану социально-экономического развития Киева на 1981-90 годы, раздел "Защита населения от шума".

Там, например, говорится о необходимости распределения транспортных потоков, создании развязок на разных уровнях, о сплошной периметральной застройке, когда здания выполняют роль защитного экрана.

Любопытно, что до 1990 года намечалось провести реконструкцию улиц Горького и Боженко со строительством шумозащитных жилых зданий вдоль всей магистрали. То же самое намечалось сделать и на улице Березняковской. Собирались завершить строительство окружной дороги на правом берегу Днепра, построить насыпь-экран по улице Шлихтера для защиты от грохота поездов.

Для рационального снижения шума в Киеве планировалось вынести из городской зоны аэропорт "Жуляны", о чем сегодня на Крещатике, 36 никто даже слышать не хочет.

А еще была поставлена задача "опустить" под землю железнодорожный транспорт, в разных местах пересекающий город.

Многое из тогда намеченного хорошо бы довести до ума. И не пришлось бы сегодня киевлянам бегать по аптекам за берушами, которых, кстати, днем с огнем не сыскать.

Отредактировано Master (2008-01-27 04:20:30)