ВинРадиоФорум - первый радиолюбительский портал Винничины      VinRadioForum - the first radioamateur portal of the Vinnitsa region

ВинРадиоФорум

Объявление

Винницкий телеграфЪ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВинРадиоФорум » Блоги "без галстуков" » Выше только "дробь SS"


Выше только "дробь SS"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Выше только "дробь SS" (Часть 1)

Автор: С. Мельников, UA0ZS

Ни разу не писал для всеобщего прочтения, но вот все-таки решил...

Ураган эмоций и впечатлений настолько силен, что хочется поделиться с коллегами.

А начиналось все с того, что на сайте радиолюбителей КавМинВод (hamradio.cmw.ru) прочел советы о том, как проводить связи в УКВ диапазонах с борта самолетов и вертолетов. Вроде бы и ничего нового в этой статье, но натолкнуло на мысль...

С вертолетами на Камчатке до недавнего времени проблем не было... Да вот работать, в общем-то, не с кем. Ведь все потенциальные корреспонденты каждую среду находятся в помещении местного радиоклуба на расстоянии менее длины волны УКВ диапазона. А вот "повещать" с борта самолета, летящего на "материковую" часть нашей необъятной Родины... Это уже интересно!

13 июля 2003 года - начало отпуска и дата вылета. Билеты приобретены и в назначенное время рейсом "Аэрофлота" на борту А-310 вместе с семьей вылетаем в "белокаменную". Путь не близкий (девять часов беспосадочного полета) и можно в перерывах между приемами пищи и просмотрами фильмов времен "неразвившегося социализма" послушать "двойку". Но вот незадача, на маршруте, который пролегает над бескрайним Севером, слишком мало населенных пунктов, а радиолюбителей, да еще и "двоешнеков" и того меньше. На подлете к Москве зажглось табло "Пристегнуть ремни" и вежливый "командир" приказал всем выключить радиоприборы. Увы, первая часть эксперимента закончилась, так и не успев начаться (все-таки тринадцатое число). Москва встретила проливным дождем и плывущим (без кавычек) автотранспортом. Впору работать /ММ из маршрутного такси...

Переночевав в гостинице, выдвигаюсь в следующий аэропорт. Благо их в Москве много настроили. Это, наверное, для того, чтобы мы быстрее разлетались восвояси?..

В аэропорту Внуково медленно продвигаемся к стойке регистрации. Никто не задает вопросов по поводу лежащей в чемоданчике радиостанции, а стоило бы для общего блага... Кстати, при досмотре в Петропавловске-Камчатском вежливо попросили вытащить радиостанцию из кейса и включить ее. Убедившись, что это не муляж, меня без лишних вопросов пропустили на посадку.
Еще минут сорок и мы усаживаемся поудобнее (насколько это возможно) внутри ТУ-134. А когда-то он казался таким большим и просторным...

Взлетели, набрали высоту. Погасло табло "Пристегнуть ремни". Можно потихонечку подслушать "двойку". Долго не раздумывая, настраиваюсь на 145500 кГц и…
Чудо!!! Я их слышу! Мирно беседуют Воронежские… "Извините, братцы, но я сегодня занимаю высокое положение", думаю я в предвкушении сатисфакции…

"Всем, Я Ульяна Антон Ноль Зинаида Сергей Дробь Антон Мария". И началось! Какой там прятать "радио" в газетку, как советовал автор упомянутой выше статьи и тихонько бормотать, озираясь по сторонам! Тут бы не сорваться на крик, обрабатывая pile-up! Благо супруга рядом и решительным образом гасит мой задор. Таких неудобств не испытывал наверное ни один IOTAвец. Иллюминатор немного впереди и справа. К нему нужно тянуться всем телом, держа в левой руке ALINKу. При этом пытаюсь в полголоса "вещать" записывая связи на полях газеты, лежащей на маленьком откидном столике почти за спиной слева. Наверное, выглядело это забавно. Я получаю удовольствие в такой позиции (как в «Запорожце»), а стюардесса разносит завтрак. Как потом рассказывали очевидцы, она долго, затаив дыхание, наблюдала за мной, а потом ушла, так, видно и не поняв, почему этот странный пассажир в позе "а-ля ЗАЗ-968" отказывается от соков и бутербродов.

А в эфире в это время творилось невообразимое! Калуга, Воронеж, Курск, Орел, Белгород, Волгоград и их окрестности перебивая друг друга, пытались докричаться до небес! Все бы ничего да специфика FM такова что слышен либо самый громкий, либо вообще ничего невозможно разобрать за свистами и скрежетом. Но, тем не менее, количество связей растет и, хотя стараюсь внятно произносить свой позывной, многие путают меня с /М. Не ожидали, значит. Некоторые переспрашивают, где я нахожусь и куда лечу. «Борт ТУ-134, рейс Москва-Ставрополь» и все… Хоть и ясное небо, и вижу я внизу населенные пункты, но ни одного дорожного указателя, увы, разглядеть не могу. Только подсказываю, что летим со скоростью порядка 900 км в час уже около часа. Один "математик" даже попытался поставить под сомнение мое "небесное" происхождение, сказав, что он все подсчитал, и я должен быть над ним, но он выходил на улицу и никого в небе не увидел. Жаль, не могу помахать Вам рукой, мой друг.

Прошло еще немного времени и появились вездесущие UB5. Хлопчики как-то сразу всех затмили. Тут же оповещают друг друга о моем появлении, помогают ориентировать на меня антенны. Все это на моей частоте, а я пытаюсь в это время разобрать, кто меня вызывает? Всех пытаюсь аккуратно записывать меж газетных строк и тут слышу знакомый голос! Прошло более 15 лет, а я его сразу же узнал! Конечно же, это UR5Миша Галя Вася. Именно так он себя называл во время некогда популярных Донецких и всяких других областных и городских соревнований. Только тогда он был UB5MGW, а я - в составе чудесного коллектива UK6LDZ. Кто из УКВ-истов помнит эту коллективку? Эх, Саша, поболтать бы, но народ ждет. Очередь, однако.

Станции громыхают, и без проблем принимаю всех, но уже потом понимаю что вся эта свалка и взаимные помехи большей частью из-за того, что "земляне" зачастую не слышат друг друга. В моем Logе одни за другими появляются UR5M, UA3Q, UA3L, RA6L, UY5I, UA6A. Вот еще один сюрприз – UA0LQQ/6. Можно сказать земляк! Игорь уже отдыхает на берегу Азовского моря, а мне это еще предстоит...

Радиостанция ощутимо нагрелась, но как-то и мыслей нет остудить ее и передохнуть самому. Так бы и летал. Но счастье бывает недолгим и по прошествии часа после первого "Всем…" садится аккумулятор. Перестаю работать на передачу, но еще слышу обменивающихся впечатлениями коллег, а потом, чтобы не травить душу, выключаюсь.

Как бы для моего успокоения загорается табло "Пристегнуть ремни" и минут через тридцать мы приземляемся в аэропорту города Ставрополя. Ну, вот я и в теплых краях!

Уже отдохнув от перелетов и, приведя в порядок свои записи, приятно удивился. За час работы было проведено 55 QSO с радиолюбителями 11 областей. Неплохо для начала... И это всего на 5 Ватт от Alinco DJ-196 и штатную "резинку" длиной 14 см. Правда высота всего этого над Землей была 9 тысяч метров. Вот это мачта!

Прошу извинения у тех, кому не ответил! Честное слово, я старался!

С. Мельников, UA0ZS
а/я 501, Петропавловск-Камчатский,
683000, Россия
E-mail ua0zs@inbox.ru

0

2

Выше только "дробь SS" (Часть 1)

Автор: С. Мельников, UA0ZS

Ни разу не писал для всеобщего прочтения, но вот все-таки решил...

Ураган эмоций и впечатлений настолько силен, что хочется поделиться с коллегами.

А начиналось все с того, что на сайте радиолюбителей КавМинВод (hamradio.cmw.ru) прочел советы о том, как проводить связи в УКВ диапазонах с борта самолетов и вертолетов. Вроде бы и ничего нового в этой статье, но натолкнуло на мысль...

С вертолетами на Камчатке до недавнего времени проблем не было... Да вот работать, в общем-то, не с кем. Ведь все потенциальные корреспонденты каждую среду находятся в помещении местного радиоклуба на расстоянии менее длины волны УКВ диапазона. А вот "повещать" с борта самолета, летящего на "материковую" часть нашей необъятной Родины... Это уже интересно!

13 июля 2003 года - начало отпуска и дата вылета. Билеты приобретены и в назначенное время рейсом "Аэрофлота" на борту А-310 вместе с семьей вылетаем в "белокаменную". Путь не близкий (девять часов беспосадочного полета) и можно в перерывах между приемами пищи и просмотрами фильмов времен "неразвившегося социализма" послушать "двойку". Но вот незадача, на маршруте, который пролегает над бескрайним Севером, слишком мало населенных пунктов, а радиолюбителей, да еще и "двоешнеков" и того меньше. На подлете к Москве зажглось табло "Пристегнуть ремни" и вежливый "командир" приказал всем выключить радиоприборы. Увы, первая часть эксперимента закончилась, так и не успев начаться (все-таки тринадцатое число). Москва встретила проливным дождем и плывущим (без кавычек) автотранспортом. Впору работать /ММ из маршрутного такси...

Переночевав в гостинице, выдвигаюсь в следующий аэропорт. Благо их в Москве много настроили. Это, наверное, для того, чтобы мы быстрее разлетались восвояси?..

В аэропорту Внуково медленно продвигаемся к стойке регистрации. Никто не задает вопросов по поводу лежащей в чемоданчике радиостанции, а стоило бы для общего блага... Кстати, при досмотре в Петропавловске-Камчатском вежливо попросили вытащить радиостанцию из кейса и включить ее. Убедившись, что это не муляж, меня без лишних вопросов пропустили на посадку.
Еще минут сорок и мы усаживаемся поудобнее (насколько это возможно) внутри ТУ-134. А когда-то он казался таким большим и просторным...

Взлетели, набрали высоту. Погасло табло "Пристегнуть ремни". Можно потихонечку подслушать "двойку". Долго не раздумывая, настраиваюсь на 145500 кГц и…
Чудо!!! Я их слышу! Мирно беседуют Воронежские… "Извините, братцы, но я сегодня занимаю высокое положение", думаю я в предвкушении сатисфакции…

"Всем, Я Ульяна Антон Ноль Зинаида Сергей Дробь Антон Мария". И началось! Какой там прятать "радио" в газетку, как советовал автор упомянутой выше статьи и тихонько бормотать, озираясь по сторонам! Тут бы не сорваться на крик, обрабатывая pile-up! Благо супруга рядом и решительным образом гасит мой задор. Таких неудобств не испытывал наверное ни один IOTAвец. Иллюминатор немного впереди и справа. К нему нужно тянуться всем телом, держа в левой руке ALINKу. При этом пытаюсь в полголоса "вещать" записывая связи на полях газеты, лежащей на маленьком откидном столике почти за спиной слева. Наверное, выглядело это забавно. Я получаю удовольствие в такой позиции (как в «Запорожце»), а стюардесса разносит завтрак. Как потом рассказывали очевидцы, она долго, затаив дыхание, наблюдала за мной, а потом ушла, так, видно и не поняв, почему этот странный пассажир в позе "а-ля ЗАЗ-968" отказывается от соков и бутербродов.

А в эфире в это время творилось невообразимое! Калуга, Воронеж, Курск, Орел, Белгород, Волгоград и их окрестности перебивая друг друга, пытались докричаться до небес! Все бы ничего да специфика FM такова что слышен либо самый громкий, либо вообще ничего невозможно разобрать за свистами и скрежетом. Но, тем не менее, количество связей растет и, хотя стараюсь внятно произносить свой позывной, многие путают меня с /М. Не ожидали, значит. Некоторые переспрашивают, где я нахожусь и куда лечу. «Борт ТУ-134, рейс Москва-Ставрополь» и все… Хоть и ясное небо, и вижу я внизу населенные пункты, но ни одного дорожного указателя, увы, разглядеть не могу. Только подсказываю, что летим со скоростью порядка 900 км в час уже около часа. Один "математик" даже попытался поставить под сомнение мое "небесное" происхождение, сказав, что он все подсчитал, и я должен быть над ним, но он выходил на улицу и никого в небе не увидел. Жаль, не могу помахать Вам рукой, мой друг.

Прошло еще немного времени и появились вездесущие UB5. Хлопчики как-то сразу всех затмили. Тут же оповещают друг друга о моем появлении, помогают ориентировать на меня антенны. Все это на моей частоте, а я пытаюсь в это время разобрать, кто меня вызывает? Всех пытаюсь аккуратно записывать меж газетных строк и тут слышу знакомый голос! Прошло более 15 лет, а я его сразу же узнал! Конечно же, это UR5Миша Галя Вася. Именно так он себя называл во время некогда популярных Донецких и всяких других областных и городских соревнований. Только тогда он был UB5MGW, а я - в составе чудесного коллектива UK6LDZ. Кто из УКВ-истов помнит эту коллективку? Эх, Саша, поболтать бы, но народ ждет. Очередь, однако.

Станции громыхают, и без проблем принимаю всех, но уже потом понимаю что вся эта свалка и взаимные помехи большей частью из-за того, что "земляне" зачастую не слышат друг друга. В моем Logе одни за другими появляются UR5M, UA3Q, UA3L, RA6L, UY5I, UA6A. Вот еще один сюрприз – UA0LQQ/6. Можно сказать земляк! Игорь уже отдыхает на берегу Азовского моря, а мне это еще предстоит...

Радиостанция ощутимо нагрелась, но как-то и мыслей нет остудить ее и передохнуть самому. Так бы и летал. Но счастье бывает недолгим и по прошествии часа после первого "Всем…" садится аккумулятор. Перестаю работать на передачу, но еще слышу обменивающихся впечатлениями коллег, а потом, чтобы не травить душу, выключаюсь.

Как бы для моего успокоения загорается табло "Пристегнуть ремни" и минут через тридцать мы приземляемся в аэропорту города Ставрополя. Ну, вот я и в теплых краях!

Уже отдохнув от перелетов и, приведя в порядок свои записи, приятно удивился. За час работы было проведено 55 QSO с радиолюбителями 11 областей. Неплохо для начала... И это всего на 5 Ватт от Alinco DJ-196 и штатную "резинку" длиной 14 см. Правда высота всего этого над Землей была 9 тысяч метров. Вот это мачта!

Прошу извинения у тех, кому не ответил! Честное слово, я старался!

С. Мельников, UA0ZS
а/я 501, Петропавловск-Камчатский,
683000, Россия
E-mail ua0zs@inbox.ru

0

3

Выше только "дробь SS" (Часть 2)

Автор: С. Мельников, UA0ZS

Отдыхать на Юге, бесспорно, хорошо! Особенно когда проводишь отпуск с пользой не только для организма, но и для души. А что нужно душе радиолюбителя? Известное дело – хоть иногда послушать эфир, да самому отметиться в оном.

Путешествуя по Кавказу иногда с автовокзалов на коротких остановках, иногда прямо из автобуса работал, используя все ту же Alinco DJ-196 со штатной "резинкой". Сразу оговорюсь, что это были "случайные связи", и я ничем не могу похвастаться. Только и того, что интересно после тишины Камчатского УКВ эфира послушать как один "аматор" другого уговаривает приехать на свадьбу дочери, а-то ему без друзей-радиолюбителей будет скучно! И надо же, уговорил! А как он отпирался… Так и хочется голосом Булдакова сказать: "Вы еще спец CALL к этому мероприятию оформите, горячие Кубанские парни!" Но сейчас не об этом...

Отдыхая в Таганроге и включая периодически "двойку" пытался поработать в эфире, но прохождение было не очень хорошим и я сокрушался по поводу того, что год назад увез "коллинеар" MADE BY UA6LGO на Камчатку. Кстати неплохо держит наши ветры-метели и радует своими результатами! С ним я бы был сейчас куда уверенней!

В один из дней прохождение побаловало и мне удалось "открыть" Ейский репитер. Не преминул известить ростовчан о предстоящей работе с борта самолета во время обратного перелета.

14 сентября 2003 года. Погода чудесная! Добрались до Ростовского аэропорта без проблем. Регистрация как обычно отнимает много нервов и времени. Но и это заканчивается и мы ждем приглашения на посадку в тесном накопителе. А вокруг рабочие стучат отбойными молотками и пыль стоит как в забое. У них ремонт. Можно было бы и прервать его минут на несколько, пока нас не выпроводят… С трудом верится, что они берегут каждую минуту!

Не прошло и часа, как нас привезли к самолету и рассадили по местам. Разбежались, подпрыгнули, кажется полетели… Первое разочарование… Пообещал ростовским коллегам работать /АМ, но только на борту понял, что пока взлетим, пока наберем высоту и погаснет табло "Пристегнуть ремни" - пройдет минут сорок-пятьдесят. А где мы будем за это время при скорости 900 км в час. Далековато! Понимаю, что кто-то тщетно ждет моего появления в эфире, но ничего поделать не могу. Не работать же на взлете! Во- первых это запрещено, а во-вторых наверное не зря запрещено. Извинения прошу, если у кого-то не сбылась мечта поработать с летающим объектом. Может как-нибудь в другой раз?

Но вот все взлетные формальности (газеты, соки и пр.) соблюдены и можно включиться и послушать диапазон. Второе разочарование… Ведь предупреждал автор памятной статьи на сервере Кав Мин Вод, что место лучше выбирать подальше от крыла. Но не всегда места при регистрации дают на выбор. А в моем случае рейс был транзитный и пришлось садиться туда - где свободно. Хорошо, что было три места рядом для размещения моего немногочисленного семейства, но по закону "Падающего бутерброда" они оказались как раз "на крыле". Ну да ладно, включаюсь, пробую что-нибудь услышать. Опять настраиваюсь на 145500 кГц и, толи место действительно неудачное, толи на ТУ-154 всякой электроники наставлено больше, чем на предыдущем 134-ом, но помех хоть отбавляй. Да и из-за моего неудачного расположения на борту соотношение сигнал/помеха оказывается в пользу последней. Но при всем при этом слышно ведь! Первое QSO в 15.30 MSK с UA4CFV и пошло-поехало… Конечно темп не тот, как два месяца назад, да и в Поволжье на "двойке", наверное, поменьше народа работает, чем в Центральной России и тем паче в UB5 (Hi-Hi). Но количество связей растет, а мы летим вдоль Волги вверх и соответственно этому и связи с UA4A и UA4C. Среди множества зовущих станций однажды прорвался UA6LAQ (?), но самолет как раз в это время начал маневрировать, обходя грозовой фронт (он хорошо был виден в иллюминатор), и связь так и не удалась.

В 16 часов бортпроводники начали разносить обед и пришлось попрощаться с саратовскими радиолюбителями. Когда наша трапеза закончится – мы будем уже далеко. Быстренько "глотаю" свою порцию и в 16.30 снова включаюсь. Прорвался RA4LBE из Димитровграда и "навалились" UA9A, UA9C. Временами проскакивают UA9Q и UA9L. А самолет все время маневрирует. Погода на маршруте выдалась не самая хорошая. Станции то пропадают, то появляются вновь, но уже совсем не те, что были несколько секунд назад. Моя антенна на мачте в девять тысяч метров еще и вращается!!!

Уже знаю, что батареи хватит на час с небольшим, поэтому стараюсь работать как можно оперативнее. Но все равно приходится часто объяснять коллегам, откуда и куда летим и уже от них узнавать, где мы приблизительно находимся. Из-за сильных помех и тресков приходится больше слушать (прислушиваться) и переспрашивать позывные. Вот уж поистине трудные условия приема! И когда садится аккумулятор даже шум моторов выглядит каким-то тихим и приглушенным.

Все! Импровизированная радиоэкспедиция по воздушному пространству нашей страны закончена. Проведено еще 35 QSO с 8 областями России. Слышал Казахстанских радиолюбителей, но им было не до меня, у них свои проблемы…

Вообще, должен вам сказать, работать с борта самолета принесла массу положительных эмоций. И сейчас, по прошествии нескольких месяцев, многие связи отчетливо звучат где-то там под черепной коробкой, а радиолюбительское нутро жаждет новых связей за облаками. Но лето еще не скоро. За окном пурга, и предстоит очень долгая камчатская зима... Но это и неплохо, ведь будет время, чтобы подумать о планах на предстоящий отпуск.

До встречи!

Ростов-на-Дону – Красноярск – Петропавловск-Камчатский

Сентябрь 2003 года

0


Вы здесь » ВинРадиоФорум » Блоги "без галстуков" » Выше только "дробь SS"